+79080940472, skype avorgdoctor
Тренинги и семинары для медицинских организаций на всей территории России
/ / УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКИМ ЦЕНТРОМ. «Сердечный цикл».

УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКИМ ЦЕНТРОМ. «Сердечный цикл».

Уже много лет я занимаюсь медицинским консалтингом. Эпистолярный жанр явно не мой конек, поэтому написать что-либо даже не пытался. Но когда в очередной раз на сайт пришло письмо с вопросом, где можно почитать ваши статьи по управлению медицинским центром, мне наконец-то стало неловко. Я взялся за ум и перо. Поблажек не прошу. Буду тешить себя иллюзией, что главное не форма, а содержание.

«Дела» сердечные

Вглядитесь в картину Репина «Бурлаки на Волге». Примерно с таким выражением лица мы тянули лямку учебы и, в частности, курс нормальной физиологии. И была в нем прелюбопытная тема – сердечный цикл.

Напомню, это подробнейшее описание этапов работы сердца. Как, когда и почему открываются или закрываются клапаны сердца, откуда и куда течет кровь и т.д. и т.п. Тема, надо признаться, была нудная, изобилующая  цифрами, специфической терминологией. Чего только стоит момент в работе сердца называемый «фазой изоволюметрического сокращения». С первого раза, бегло и без ошибок вслух произнести вряд ли получится.

В ту пору информация казалась ненужной и абсолютно неприменимой на практике. Стыдно признаться, но в сути дела я тогда не разобрался, хотя и сдал экзамен на отлично. Скорость полураспада студенческих знаний в ту пору была высока. Посему к началу нового учебного года мозг в этой его части был стерилен, как инструмент, который только что доставили из автоклавной.

С третьего курса и начались мои мытарства, длившиеся до конца учебы в институте. Как только мы занимались «делами сердешными» (на «пропеде», терапии, циклах кардиологии да кардиохирургии…), то есть практически везде, где нужно было глубоко понимать теорию, а именно тот самый «злополучный» сердечный цикл, я всегда мучительно «плавал». Страдал, ибо никак не мог взять в толк, отчего, к примеру, появляются акцент второго тона или диастолические шумы и многое другое? Слава Богу, что с такой подготовкой я никого не «залечил».

Управляй эффективно

Итак, на словах, мы все понимаем, что грамотное лечение или управление медицинским центром невозможно без хорошей теоретической подготовки, глубокого понимания процессов, происходящих в человеческом организме или медицинской организации.

А с чем мне приходится сталкиваться на деле в практике медицинского консалтинга? В создании и управлении клиникой активную роль играют врачи с их специфическим образованием и образом мышления (о последнем поговорим в отдельной статье). Добротной управленческой подготовки у медиков нет. Посмотрите программы курсов по организации здравоохранения в медвузах, к управлению медицинским центром они ровным счетом никакого отношения не имеют. Немудрено, что управление в медицине по большей части остается интуитивным. А управленческие решения сильно напоминают терапию EX JUVANTIBUS. Вот свежий пример. Приглашает меня крупная частная многопрофильная клиника. Запрос: «Нас постоянно трясет. Мы никак не можем работать ритмично. Регулярны конфликты среди руководителей среднего и высшего звена. Проведите нам тренинг командообразования».

В ходе экспресс-диагностики и сбора анамнеза стало очевидным следующее:

  1. Учредители клиники занимают в ней различные руководящие должности.
  2. Осознавая себя совладельцами, они регулярно вмешиваются в оперативный процесс управления медицинского центра (своего!), давая порой противоречивые указания.
  3. Сотрудники постоянно находятся в стрессовом состоянии, не понимая, чьи же распоряжения нужно исполнять. То ли своего непосредственного начальника, то ли руководителя соседнего подразделения, который является крупным акционером клиники.
  4. Среди топ-менеджеров и владельцев клиники – диаметрально противоположные  точки зрения о путях и способах развития медучреждения.
  5. Полгода назад в клинике уже проводили так называемый «Веревочный курс». А вот денег было потрачено от 200 до 300 тысяч рублей. Это оплата работы бригады тренеров плюс затраты на выезд и размещение сотрудников в пансионате.
  6. Эффект от тренинга был краткосрочный и практически нулевой.
  7. Деньги и время были потрачены фактически в пустую.

От себя добавлю: чего и следовало ожидать!! Можно проводить сколько угодно упражнений на сплочение команды,  однако проку не будет до тех пор, пока «лечение» системы управления медицинского центра является симптоматическим, а не этиологическим! Мне удалось убедить руководство, что очередной тренинг командообразования бесполезен. Это паллиатив. Я провел диагностический консультационный семинар с участием высшего руководства на котором:

  • С помощью ряда консалтинговых методик (среди них «Анализ организационных патологий», «Диагностика корневых организационных проблем», «Оптимизация бизнес-процесса» и т.п.) менеджеры сами выявили главных «возбудителей» «болезненного» состояния менеджмента клиники, а именно отсутствие согласованного представления о путях развития и регулярное вмешательство в оперативное управление учредителей. Оказывается, для многих эти причины были далеко не очевидны. «Но мы же хотели как лучше…!»
  • Следующим шагом стало наложение запрета на любые попытки учредителей выходить за рамки своих полномочий.
  • Была выработана и согласована стратегия развития клиники.

Через три месяца после семинара был проведен анонимный опрос персонала, который показал, что рецидивы среди учредителей «порулить» всей клиникой иногда  встречаются. И все же: «Обстановка нормализовалась. Нас наконец-то перестало лихорадить. Стало понятно, куда двигаться дальше».

Кстати, улучшения финансовых показателей тоже не заставили себя ждать.

P.S. Мой однокурсник пригласил меня на свадьбу. Дело было через несколько лет после окончания института. Он врач, я ассистент кафедры нормальной физиологии. Идем после ресторана провожать молодых в опочивальню. Мы с женихом немного отстали. Не виделись давно, наговориться не можем. Тут-то я ему и сообщаю радостную новость: «Володя, ты представляешь, я наконец-то понял, что ж это такое сердечный цикл!» Володя: «Ну-ка, расскажи». Одухотворенный начинаю перечислять, фаза такая, потом такая. Володя: «А дальше?» Резко останавливаюсь и спрашиваю: «Ты чего, издеваешься?» Он в ответ, причем абсолютно искренне: «Да что ты, нет, конечно, мне правда это очень интересно понять!» Он к тому времени уже третий год работал врачом… кардиологом!

Данная статья раскрывает один из вопросов, которые формируют программы семинаров и тренингов по медицинскому консалтингу.  Ознакомьтесь с программами подобных семинаров: