+79080940472, skype avorgdoctor
Тренинги и семинары для медицинских организаций на всей территории России
/ / Прощай,.. «скальпель»!

Прощай,.. «скальпель»!

В 2005 году я впервые приехал читать семинары в Красноярске. Слушатели подняли вопрос о специфике управления медицинским учреждением. Есть ли она? «Разогретый» нашими дебатами директор одной стоматологии поведал, что в Красноярске провели исследование, которое показало: клиники, возглавляемые людьми без медобразования, показывают лучшие финансовые результаты в сравнении с учреждениями, организованными врачами.

Врач в качестве управленца

Сам занимался наукой, поэтому поначалу информация вызвала некий скепсис. Для «чистоты» эксперимента необходимо создать две группы клиник. В каждой из них (численностью не менее десятка) медицинские компании должны иметь одинаковое время выхода на рынок, схожую штатную численность, район обслуживания, специализацию и многое другое. Проще говоря, корректно сравнивать финансовые показатели можно при одном условии, все значимые параметры клиники одинаковы, и только один отличается. А именно кто создал и возглавил клинику, медик – не медик. В противном случае признать результаты исследования объективными и достоверными невозможно.

И все же склонен верить, что, если подобное изыскание провести, оно докажет что «не медики» зачастую эффективней. И вот почему.

Нередко клинику создает довольно грамотный доктор. В государственной либо частной структуре он нарабатывает опыт, клиентуру, стартовый капитал или находит инвестора, готового под «имя» вложить деньги. В конечном итоге доктор задумывается об организации клиники под своим началом. Здесь-то и притаилась «засада», миновать которую удалось немногим.

Во-первых, пациенты, «привязанные» к «своему» врачу, легко перебегают из прежней клиники в новую. Конечно, они вполне обоснованно ожидают, что будут обслуживаться у этого самого доктора. Во-вторых, любой профессионал в медицине доверяет только себе. Ну, есть такая иллюзия, что все остальные сделают манипуляцию хуже, чем он сам. «Петелька» на шее новоиспеченного руководителя затягивается все крепче. Прием к нему нарастает, день не резиновый, врач просто физически устает. Раньше он мог закончить прием и спокойно уйти домой. Да не тут-то было! Теперь за порогом кабинета его поджидает тугая, раскаленная лава нескончаемой административной работы, управление медицинским учреждением во всей его красоте, широте и бездонности.  К чему доктор не привык и на прежнем месте не занимался. Тут тебе и финансы, и управление медицинским персоналом, и маркетинг… А еще вокруг клиники постоянно бродит «призрак отца Гамлета» – родного до боли Роспотребнадзора. Работа кропотливая, требующая определенного уровня профессиональной подготовки и самое главное – времени!! Его-то и не хватает. Как у водолаза, баллон с воздухом иссяк. Шансов подняться на поверхность нет. 

Пример из жизни

Характерный пример. Сильный врач-аллерголог. Лично знакомы. Уважают коллеги, боготворят пациенты. Протискивается сквозь жернова лицензирования, открывает многопрофильный медицинский центр. И при этом умудряется продолжать работать в качестве медпредставителя фармкомпании с частыми командировками! Итог неизбежный, закономерный. Все рухнуло буквально в течение года. Соблазнительно списать неудачу на внешние причины, мол, «город небольшой да небогатый». Не выйдет! Что показало «вскрытие»? Едва ли не все сотрудники и контрагенты сетовали мне на одну и ту же напасть. Необходимо срочно решать груду вопросов, а главного врача – отца основателя – все время не было на месте. То на приеме, то в командировке…

У человека без медобразования есть одно неоспоримое преимущество – он не лечит. От того, худо ли, бедно ли, занимается управлением медицинским учреждением. Никоим образом не собираюсь идеализировать таких директоров. С ними другие проблемы и самая распространенная – это ориентация на получение максимальной прибыли в ущерб лечебному процессу, комфорту пациента и врача.

Вывод

Я склонен верить результатам «красноярского исследования». (Вы тотчас возразите, что видели успешные клиники, возглавляемые врачами. Все верно, и я их знаю. Нужно лишь уточнить один существенный нюанс, баланс времени, затрачиваемый руководителем на управление и работу врачом. Подробно разберу его на примере известной самарской клиники «ИДК» в следующей статье).

Рекомендации:

1. Помышляете об организации медицинского центра? Не планируйте заниматься больше ничем. Полное погружение на «подводной лодке» года эдак на три, не меньше!

2. Ваша структура пошла в рост? Намерены всерьез заняться развитием клиники? Постепенно затягивайте прочный кисетный шов на своём желании заниматься врачебной деятельностью. Воздайте должное вашему любимому медицинскому инструменту (скальпелю, фонендоскопу, датчику УЗИ…) и попрощайтесь с ним!