+79080940472, skype avorgdoctor
Тренинги и семинары для медицинских организаций на всей территории России
/ / Способы управления медицинской организацией: как не заблудиться?

Способы управления медицинской организацией: как не заблудиться?

Испокон веков человечество стремилось создать вечный двигатель, найти панацею, обнаружить философский камень, превращающий любой металл в золото. К этим грезам медики добавили еще одну – создать модель управления, подходящую любой медицинской организации, способную разом решить все проблемы главного врача, желательно быстро, с минимальными затратами времени и сил.

Все модели нужны, все модели важны

Начнем с понятных для нас объектов, перечислим самые распространенные модели лечения человека: западноевропейская медицина, китайская, гомеопатия, аюрведа, шаманство и т.д.

В основе каждой из этих моделей лежит ключевая концепция. Она определяет методы, с помощью которых достигается желаемый результат. Есть и своя терминология. В качестве иллюстрации вышесказанного рассмотрим западноевропейскую медицину. В уставе ВОЗ прописано определение здоровья. Это норма. Концепция гласит, что болезнь – это отклонение от нормы. Задача врача с помощью самых различных методов лечения (лазер, скальпель, синтетические лекарственные средства и т.д.) – вернуть пациента в состояние нормы. Привычная для нас терминология: цикл Кребса, антитела, и конечно наш любимый циклопентанпергидрофенантрен.

Всякая модель лечения имеет сильные стороны и ограничения. «Иголками» можно вылечить многие болезненные состояния, а заменить клапан сердца – нет.

Что общего между лечением человека и управлением клиникой? Увы, начну с плохой новости. Моделей управления так же много, как и способов лечения человека. Простое перечисление предложенных за последние сто лет управленческих концепций займет не одну страницу. Вот что вспомнилось сразу: классическая школа менеджмента, шесть сигм, бережливое производство, управление по целям, реинжиниринг, система тотального качества, самообучающаяся организация, бизнес в стиле фанк, система сбалансированных показателей и т.д. и т.п. Все модели применимы и для управления медицинскими организациями. Хотя, на первый взгляд, они различаются концепцией, терминологией и предлагают свой набор методов для решения организационных проблем.

«Бережливое производство»: а при чем здесь медицина?

Возьмем для анализа модель управления «бережливого производства». Кстати, не надо сразу шарахаться от слова производство. А то медики как услышат его, сразу: «У-у-у, производство, а при чем здесь медицина, мы же не завод!?» Работу всякой организации можно представить в виде реки с большим количеством «рукавов». Вот как на этой картинке.

Многочисленные ручейки, объединяясь, формируют единый поток. Так создаются услуги, которыми пользуются пациенты. Пример. Хирургическая операция – это главное русло. В него «вливаются» ручейки ряда вспомогательных процессов. В операционную доставлены наркозный аппарат, стерильные инструменты, медикаменты, персонал, подведено электричество. Больница закупила дорогостоящий протез тазобедренного сустава, пациент сдал все анализы.… Другое дело, иногда, в самый последний момент может прибежать заведующий реанимацией и сообщить, что свободных коек у него нет! Привычная ситуация для больницы и вроде бы как нормальная. Ну что тут поделаешь?! Мало кто из врачей задумывается о том, что это потери для медицинской организации.

Задача менеджмента – в рамках концепции «бережливого производства» выявить потери, «окклюзии» и «тромбозы» на всем протяжении «реки», расчистить русло от того, что мешает ее движению.

Есть масса положительных примеров применения «бережливого производства» в работе клиник США. Персонал кардиологического отделения Stanford Hospital and Clinics сократил не только послеоперационную смертность почти на 50 процентов, но и расходы на 40 процентов. Редкие примеры встречаются в России. Это, в частности, городская клиническая больница №40 г. Москвы. Главный врач использует методы «бережливого производства» в управлении медицинской организации. Один из многих результатов – увеличение объема внебюджетных средств в четыре (!) раза.

Выбор идеальной модели

А теперь новость хорошая! Если копнуть поглубже, то окажется, что у всех предложенных управленческих моделей много общего. Любая из них предполагает системное воздействие на клинику: необходимо грамотно формулировать цели, кропотливо заниматься персоналом, менять неэффективные бизнес-процессы, прописывать стандарты управления медицинской организации.

На семинарах мне часто задают вопрос: «Андрей Владимирович, а какая модель медицинского менеджмента лучше, что именно подойдет конкретно для нашей клиники?». Вопрос подчас звучит так искренне и с такой надеждой, что всякий раз мне горестно разочаровывать аудиторию. Никто не даст ответа на сей вопрос! Перефразируя Маяковского, могу лишь сказать: «Все модели хороши, выбирай на вкус!»

По моему опыту консалтинга в медицине выбор подходящей модели происходит разными путями. В одном случае это просто случайность. Пришел главный врач на семинар по реинжинирингу, «загорелся», решил его применить в своей клинике. В другом выбор определяется личными предпочтениями. Директор клиники, с детства увлекавшийся восточными единоборствами, естественно, предпочел «Кайдзен». Педант, привыкший общаться с цифрами,  остановит свой выбор на модели «Управление по целям».

Выводы:

  1. Любая модель управления обладает сильными сторонами и неизбежными ограничениями.
  2. Нет и не может быть одного верного пути, существует множество правильных способов воздействия на систему управления медицинской организацией.

Рекомендации

Неважно, какую модель управления вы будете применять в медицинской организации –  главное, чтобы она у вас была!